За перевозку цемента Татарстан в год переплачивает 1 млрд. рублей | новости о цементе

цемент, производство, продажа, цена

RuCEM.RU: цементная промышленность в России





26.11.2012

За перевозку цемента Татарстан в год переплачивает 1 млрд. рублей

МИНИ-ЗАВОД ПО ВЫПУСКУ «ХЛЕБА СТРОИТЕЛЬСТВА» ТРЕБУЕТ ИНВЕСТИЦИЙ ДО 5 МЛРД. РУБЛЕЙ На один из вечных вопросов республиканской стройиндустрии о том, нужен ли Татарстану цементный завод, два дня искали ответ эксперты из Казани, Санкт-Петербурга и Москвы. Участники конференции, которая завершилась вчера в столице РТ, подсчитали объем месторождений сырья, назвали возможные технологии создания завода по производству цемента, а также способ экономить по 1 млрд. рублей в год на ввозе цемента из других регионов. За ходом дискуссии наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».КОГДА «ХЛЕБ» ИДЕТ НА СПОРТИВНЫЕ ЗРЕЛИЩАВчера в Казани в отеле «Джузеппе» завершилась двухдневная конференция «Цементный рынок регионов, испытывающих дефицит цемента на примере Татарстана. Перспективы развития и возможности создания собственных производств». Среди участников помимо чиновников из минстроя РТ и казанских строителей оказались и гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и Таганрога.Отметим, что цементная тема достаточно актуальна для Татарстана, который не обладает крупным месторождением сырья для строительства завода-миллионника, но является крупным потребителем «хлеба строительства». В этом году, по прогнозам экспертов, потребление цемента в РТ приблизится к 2,2 млн. тонн. В связи с этим активно обсуждалась идея создания мини-заводов. Об активном обсуждении этой темы, которое развернулось летом 2009 года на заседании научно-технического совета минстроя РТ, писала газета «БИЗНЕС Online».В этом году конференция началась с краткой справки о состоянии цементной промышленности и потребления в России и Татарстане. Докладывал Юрий Ерокин - директор ООО «РуЦЕМ.РУ» и организатор научной встречи. По его оценкам, потребление цемента в России в этом году составит 64 млн. т, из которых почти 4 млн. т будет импортная продукция. При этом основным средством доставки сухих смесей в нашу страну является железнодорожный транспорт (70% от всей логистики), а остальное - автотранспорт. По словам Ерокина, именно в этом и заключается узкое горлышко для цементного рынка России. Он вспомнил лето 2007 года, когда в стране было две марки цемента – «цемент есть» и «цемента нет». Тогда же цены на «хлеб строительства» достигали 6 тыс. рублей за тонну. Напомнил специалист и о сезонности. По его словам, зимой отмечается избыток подвижного состава, а летом - его дефицит. К этим проблемам в России добавляется и выбывание локомотивного состава.БЕЗ КРИЗИСА ПОСТАВИМ РЕКОРДЫ«Татарстан по нашим прогнозам к 2020 году увеличит потребление цемента с нынешних 2 млн. до 4 млн. тонн. Все это без учета кризисного сценария. Отсюда могут возникнуть транспортные проблемы с его доставкой. Поэтому для Татарстана нужны мощности по производству 1 - 1,5 млн. т цемента. Республика тогда сможет даже экспортировать цемент за пределы региона», - оптимистично заявил Ерокин. Приглашенный специалист из минстроя Оксана Модина добавила к этому, что сегодня 60 - 70% поставок цемента в Татарстан приходится на трех производителей: "Евроцемент", "Мордовцемент" и "Вольскцемент". Среди положительных моментов представитель минстроя РТ отметила построенные в Казани цементные терминалы. Это «Цеммаркет», дилер «Мордовцемента» на 5 тыс. т, и ЗСК «Булгар» (входит в ГК ФОН, которое ранее планировало строить собственное помольное производство цементного клинкера, но, как выяснилось на конференции, производители цемента не заинтересованы в появлении таких полупроизводств) на 3 тыс. тонн. Также начались работы по строительству терминала на 5 тыс. т компании «Вольскцемент».В завершение своего выступления Модина призвала представителей цементных заводов подключиться и сделать свои предложения по разрабатываемой министерством системе централизованных закупок для нужд государственных строек.С тезисом, что нужно создавать в Татарстане свое цементное производство, согласились не все. Так, Владимир Гузь - управляющий партнер консалтинговой компании «СМ Про», для начала посоветовал провести анализ реализованных и готовящихся к запуску проектов. «Поволжский регион – это профицитный регион с точки зрения цемента. Здесь представлены такие крупные предприятия как "Мордовцемент", "Ульяновскцемент", "Вольскцемент", "Южно-уральская горно-перерабатывающая компания", "Строительные материалы" (Башкортостан). Рынок достаточно конкурентный, запускаются новые производства. Так, в 2014 году в Пензе должен быть запущен завод «Азия-цемент», планирует запуск второй очереди оренбургского предприятие (ЮУГПК), намерен расширяться "Вольскцемент", - предупредил эксперт. - В то же время прогнозируется (без учета кризисных сценариев), что в России потребление цемента к 2020 году вырастет до 90 - 120 млн. т в год. Впрочем, к 2017 году может быть сформирован временный дефицит цемента, но в случае повышения импорта он будет нивелирован».5 МЛРД. НА ЗАВОДДалее аналитик отметил, что сегодня традиционный советский «мокрый» способ производства цемента в краткосрочной перспективе не уступает по экономике сухому. «Сухой способ производства экономичнее «мокрого» из-за кредитной нагрузки только в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При себестоимости цемента в 1,5 тыс. рублей для того, чтобы погашать тело кредита и проценты, добавочная стоимость должна быть на уровне 2 тыс. рублей. С учетом доставки и прочих расходов цена у потребителя 4 - 4,5 тыс. рублей. То есть на начальном этапе сухой способ не генерирует достаточный денежный поток», - рассказал Гузь.Говоря о перспективах создания цементных мини-заводов (100 - 300 тыс. т в год), гость рассказал о своем опыте сопровождения подобного проекта в Нижегородской области. По его оценкам, при запуске подобного производства нужно ориентироваться на 5 млрд. рублей инвестиций. В то время как некоторые его коллеги говорили о том, что себестоимость мощностей на тонну выпуска продукции оценивается в $280 - 300. Среди плюсов создания собственных цементных производств Гузь назвал экономию на логистике. За перевозку и перевалку цемента Татарстан в год переплачивает 1 млрд. рублей, а по оценке Ерокина цифра еще выше – 1 - 1,5 млрд. рублей.В ходе дискуссий активно озвучивалась идея по переработке так называемого дефиката (смесь известкового молока и грунта, получаемая в результате переработки сахарной свеклы). В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Лев Бернштейн - руководитель НИЦ «Гипроцемент-Наука» - отметил, что при ежегодном получении в Татарстане 100 - 120 тыс. т дефиката, в республике должны образоваться отвалы, которых может быть достаточно для строительства цементного завода. Другой гость из Москвы напомнил, что именно добавки в цемент могут стать перспективным направлением. «Если в России объем добавок в цемент составляет 8,3%, то в Китае этот показатель равен 38,6%», - добавил Ерокин.БЫЛА БЫ ВОЛЯОн также высказался в поддержку заводов-малышей, отметив, что в Китае работает 3 тыс. малых цементных производств, выпускающих 600 млн. т продукции. Владимир Жарко - технический директор «СМ Про», заявил, что сегодня есть три технологии для строительства мини-заводов: «сухой» способ - $312/т, с печами энергит - $254/т и завод с отечественным оборудованием на «мокром» способе - $265/т. «Целесообразно все-таки строить завод не на 10 тысяч тонн в год, а на 300 - 400 тысяч тонн», - пояснил Жарков.В ходе дискуссии гости из Москвы доказывали, что даже при таких ценах, при цене перевалки и транспортировки цемента, которые тратит Татарстан в год – 1 млрд. рублей, подобное производство окупится через 3 - 5 лет.Порцией холодного душа для участников диспута стало выступление Равиля Садыкова - замдиректора ЦНИИгеолнеруд. Он подтвердил, что в Татарстане есть 114 карбонатных месторождений, которые теоретически могут быть использованы для разработки. Но оказалось, что одно из крупнейших месторождений сейчас находится в курортной зоне Бакирово, а второе было отдано под нужды нефтедобычи и размещение коммуникаций, трубопроводов. «Единственное крупное месторождение – это Татарская Бездна в Дрожжановском районе РТ, но там огромное количество собственников, с которыми нельзя прийти к общему знаменателю», - пояснил Садыков. Также он упомянул о неудачных попытках Татарстана покупки месторождения в Марий Эл и несостоявшемся альянсе со структурами экс-мэра Москвы Юрия Лужкова по выходу в Кировскую область.Но тут в разговор вмешался директор «Татцемсервиса» Эдуард Давлетшин, который констатировал, что у месторождения в Дрожжаном всего один собственник – это район, но почему-то, несмотря на подписанные предварительные договоренности, проект за два года так и не продвинулся. «Все говорят о том, что нет финансирования», - признался Давлетшин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online. В итоге жаркой дискуссии стороны сошлись во мнении, что сырьевые и материальные возможности позволяют создать в Татарстане цементный мини-завод, но ключевая роль в этом вопросе принадлежит политическому решению.Арслан МинвалеевИсточник http://www.business-gazeta.ru/




Дополнительно: 
Copyright © 2007-2023, Интернет-журнал о цементе РуЦЕМ. РУ (RuCEM. RU) Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-34787 зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций от 25 декабря 2008 года, Отраслевой портал ЦЕМЕНТ. РУ (CEMENT. RU) Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-34786 зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 25 декабря 2008 года. Учредители: Очкин Ю.И., Ерокин Ю.А. Главный редактор: Ерокин Ю.А. Адрес электронной почты Редакции: yerokin@yandex.ru Телефон Редакции: +7 (8453) 68-33-82 Администрация портала не несет ответственности за содержание информации и рекламы оставленной третьими лицами. При использовании информации, активная ссылка на RuCEM.RU обязательна 16+
Яндекс.Метрика