Перспективы потребления цемента. | новости о цементе

цемент, производство, продажа, цена

RuCEM.RU: цементная промышленность в России





20.08.2012

Перспективы потребления цемента.

В первом полугодии текущего года в России было произведено 27,7 млн. тонн цемента, по сравнению с прошлым годом увеличение составило 14,5 %. Ввиду значительного увеличения импорта цемента (более чем в 2,6 раза – 2,1 млн. тонн) внутреннее потребление увеличилось практически на 20 % - 29,3 млн. тонн. Экспорт остался на уровне прошлого года -0,6 млн. тонн. В июле был побит очередной производственный рекорд – 6,8 млн. тонн, по предварительным данным потребление цемента составило не менее 7,2 млн. тонн. Отгрузки цемента железнодорожным транспортом в июне и июле оставались на уровне 3,8 млн. тонн. или 56 % от производства, это тоже своеобразный «рекорд», пять лет назад данный показатель находился на уровне 65-70%.Резкое увеличение доли отгрузки цемента автотранспортом обусловлено сокращением парка хоппер-цементовозов. В последнее время к этой проблеме добавился дефицит тягового состава. Исходя из этого, максимальный объём ежемесячных перевозок цемента по железной дороге в настоящий момент вряд ли способен преодолеть рубеж в 4 млн. тонн.На начало года в России работало 53 предприятия по производству цемента общей мощностью 91 млн. тонн в год. Среднегодовая загруженность по предварительной оценке – 67 %. До конца текущего и в начале 2013 года планируется ввод дополнительно 3-4 предприятий мощностью более 6 млн. тонн, что даст дополнительно не менее 0,5 млн. тонн ежемесячного производства цемента в период повышенного спроса (май-сентябрь). В перспективе до 2020 года ожидается ввод ещё не менее 10-15 производств, которые будут производить до 30 млн. тонн «серого золота».Опыт прошлых лет также показывает, что возможность ввоза зарубежного цемента превышает 10 млн. тонн в год, что в свою очередь вызывает озабоченность российских производителей. Предприятия за рубежом на много раньше провели модернизацию своих мощностей, многие из них уже полностью окупили свои вложения – соответственно себестоимость цемента у них значительно ниже чем у российских производителей, которые проводили модернизацию с привлечением значительных кредитных средств.В настоящий момент проблема дефицита цемента в России в целом решена, возможны лишь локальные явления в пики потребления в отдельных регионах удалённых более чем на 500 км (дальность перевозки автотранспортом) от действующих производств. Но производители озабочены перспективами сбыта продукции и транспортно-логистическим обеспечением перевозок цемента. Если транспортные проблемы, в принципе, решаемы увеличением парка автоцементовозов, строительством цементных терминалов и прочими мерами по оптимизации поставок цемента потребителям, то проблемы со сбытом цементники связывают в первую очередь с недостаточной активностью государственного участия в развитии инфраструктурных проектов.Прогнозируемое производство в этом году немного превысит 60 млн. тонн – но это лишь возврат к пятилетним показателям, далее увеличение потребления цемента, при существующем положении дел, оценивается на уровне около 5% в год.Многие связывают производство цемента с вводом квадратных метров, мол сколько квадратных метров жилья вводится – столько и тонн цемента требуется. Действительно, иногда такое совпадение имеет место, но скорее всего, стоит определять зависимость потребления цемента в зависимости от годовых объёмов строительно-монтажных работ в сопоставимых ценах, а также стоит учитывать, что основное потребление цемента приходится на стадию строительства фундамента (если речь не идёт о строительстве монолита, и тот факт, что средний срок строительства и ввода в эксплуатацию зданий – около 2 лет. Данная методика успешно применяется в соседней Беларуси. К примеру, по данным НИИПТИС им. Атаева (специализированное учреждение Минстройархитектуры РБ) в 2010 году 39 % произведённого цемента было использовано в жилищном строительстве, 10 % - коммунальные объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, 11 % - объекты соцкультбыта и 40 % на объекты производственного назначения, но год от года эта пропорция не постояна. К сожалению, на государственном уровне в России такие данные не публикуются, а аналитические агентства не обладают подробной и исчерпывающей информацией. Действительно невидимая «рука рынка»!В реальности для производства 1 кв.м. жилья необходимо в среднем 0,3-0,4 тонны цемента, некоторое количество цемента потребляется для строительства придомовой инфраструктуры и для ремонтных работ, но практически половина потребления цемента напрямую зависит от государственного заказа на развитие инфраструктуры (дорог, мостов, тоннелей), строительство АЭС, крупных проектов (АТЭС, Олимпиада в Сочи) и от строительства промышленных объектов, как частными инвесторами, так и государством. Большие перспективы применения цемента возможны в дорожном строительстве, в начале 80-х годов программы строительства дорог с цементобетонным покрытием были свёрнуты – одной из весомых причин на тот момент являлся дефицит цемента. При общей протяжённости только автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения 505 тыс. км цементобетонные дороги составляют лишь 1,5 % - около 8 тысяч километров. Для сравнения в Германии этот показатель – 38%, в США - 60%. Только для достижения среднего мирового показателя -30 %, потребуются десятки миллионов, а учитывая общую нехватку дорог в России, речь может идти о дополнительной потребности в сотнях миллионах тонн цемента.За последние 30 лет в корне изменилась структура потребления цемента по видам изделий, резко снизилось производство железобетонных и асбестоцементных изделий, в свою очередь значительно увеличились потребление цемента для монолитного строительства и закупки цемента частыми лицами в мелкой бумажной таре. Это в свою очередь вызвало значительные диспропорции в сезонности потребления. Если в СССР разница потребления цемента в январе и июле не превышала 1,4 раза, в настоящее время она достигает практически трёхкратной величины. Сглаживание сезонного фактора является ещё одной наиострейшей проблемой цементников, перевозчиков и собственников подвижного состава. Одним из решений данного вопроса может быть увеличение производства дорожных плит в зимнее время.Все эти и многие другие вопросы будут рассмотрены на предстоящей международной конференции "RuCEM.RU-2012: Рынок цемента России",которая состоится 11-14 сентября 2012 года в Геленджике. Ерокин Юрий – руководитель интернет-журнала о цементе РуЦЕМ.РУ




Дополнительно: 
Copyright © 2007-2023, Интернет-журнал о цементе РуЦЕМ. РУ (RuCEM. RU) Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-34787 зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций от 25 декабря 2008 года, Отраслевой портал ЦЕМЕНТ. РУ (CEMENT. RU) Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-34786 зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 25 декабря 2008 года. Учредители: Очкин Ю.И., Ерокин Ю.А. Главный редактор: Ерокин Ю.А. Адрес электронной почты Редакции: yerokin@yandex.ru Телефон Редакции: +7 (8453) 68-33-82 Администрация портала не несет ответственности за содержание информации и рекламы оставленной третьими лицами. При использовании информации, активная ссылка на RuCEM.RU обязательна 16+
Яндекс.Метрика